Т. Остин-Спаркс |
Неисследимые богатства, скрытые Богом в Своем Сыне и предназначенные для нас, говорят о той милости, которой мы удостоились. По своей благодати Бог желает, чтобы через откровение мы получили доступ к сокровищнице знаний, заключенных только в Нем, которые являются выражением Его полноты, пребывающей в Сыне, Господе Иисусе. Все во Христе.
Конечно же, мы считаем себя очень преуспевшими в познании Господа Иисуса, свободными верно понимать, изучать и слушать Его, чтобы приобретать такие познания. Но Писание говорит: «Никто не знает Сына, кроме Отца» (Мф. 11,27). Все, что представляет Сын, содержится в Отце, только Он обладает этим познанием. Но когда мы окажемся перед свершившимся фактом, повлекшим за собой серьезные последствия, мы вынуждены будем осознать, что оказались в запретной зоне, что доступ нам закрыт, что мы не оснащены для этого познания. В нас самих нет таких способностей, позволяющих проникнуть в тайны этой сферы, предназначенной Христу. Когда мы усвоим эту, несколько смущающую нас, истину, что человек совершенно неспособен приобрести познания посредством своих природных способностей, мы откроем для себя другую истину, выраженную в следующем стихе: «Бог... благоволил открыть во мне Сына Своего» (Гал. 1,15—16).
Так как Бог заключил познания о Сыне в Себе Самом, чтобы быть их сокровищницей и единственным распорядителем, то Его сердце горит желанием открыть эти познания. Верно, что мы полностью зависим от Бога в вопросе откровения и никакая способность или природный талант не играют в этом никакой роли, потому что откровение можно получить только через Божественное просветление во внутреннем человеке...
Мы желаем все же ясно показать, что все происходит по благодати при условии, что мы отречемся от земной мудрости, от самоуверенности и независимости, от своей плоти и всех поступков, руководимых гордыней.
Савл из Тарса, столь любящий Писание и имеющий такую самоуверенность и самоудовлетворение от своих познаний откровений Божьих, мог бы быть знаменитым раввином в Израиле. Но даже такой человек вынужден был признать, что в познании Христа все его преимущества не имеют никакого значения. Ему пришлось осознать, что он совершенно слеп и невежествен, абсолютно негоден, неисправимо глуп и нуждается в благодати Божьей для того, чтобы первый луч света осветил его и заставил воскликнуть: «Бог... благоволил открыть во мне Сына Своего» (Гал. 1,15—16). В познании Господа мы абсолютно зависим от благодати.
Мне бы очень не хотелось противопоставлять одного апостола другому, и пусть Бог сохранит меня от того, чтобы я давал меньшую оценку апостолу, чем Господь, но я думаю, совершенно справедливо полагать, что Павел был и остается в высшей степени непревзойденным толкователем Христа. Мы считаем его своим признанным толкователем, т.е. тем, кто вводит нас в глубины тайн Христовых. В конце концов, более полно и глубоко открывают нам Христа не столько его слова, сколько личность.
В последнее время в моем сердце появилось уверенность, что у Павла было непрерывно увеличивающееся видение Христа. Нет никакого сомнения, что образ Христа в нем постоянно совершенствовался. Прежде чем Павел достиг конца своего земного странствования — каким бы оно богатым, полным и глубоким ни было,— его видение Христа было таким, что не позволяло ему сказать что-либо иное, кроме слов: «Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса» (Фил. 3,8).
Конечно, в самом начале его христианской жизни Бог благословил открыть в нем Своего Сына, но Павел окончил свою жизнь так, будто его познания Христа были ничтожны. В конце он обнаружил, что Христос оказался неизмеримым, превосходящим все, что Павел мог вообразить или представить себе, и он выкрикнул в вечность такие слова: «...чтобы познать Его» (Фил. 3,10).
Я думаю (не желая впадать в сентиментальность), что наше вечное блаженство, сама природа нашей вечности будет состоять в постижении личности Христа. Как мы уже сказали, у Павла были огромные познания Христа. По сравнению с Павлом мы лилипуты. Познания Павла не страдали от узости, но это не помешало ему в конце жизни снова заявить: «чтобы познать его».
Я не думаю, что мы познаем Христа в полноте до того, как окажемся в Его присутствии. По-моему, движимые перспективой «грядущих веков», мы будем постоянно открывать Христа заново, углубляться в Его личность. Именно эта истина безграничного познания Христа была движущей силой апостола Павла и постоянно оживляла его служение.
В жизни Павла не было застоя ни одно мгновение. Он никогда не считал, что достиг предела познания. Он хотел сказать: «Я еще ничего не знаю. Тем не менее я смутно, но очень реально вижу очами Дух Христа, Который настолько велик, настолько огромен, что я беспрерывно стараюсь вникнуть в Него, стремлюсь к Нему. Я направляюсь вперед, забывая о том, что уже позади, я смотрю как через мутное стекло, стараясь познать Его, ибо познания Христа превосходны».
В этом постоянно растущем познании личности Христа Павел значительно удаляется от иудейского раввина или типичного фарисея.
Павел начинал с чудесной концепции Мессии, включавшей в себя нечто неизвестное, чему совершенно невозможно дать точное определение. В иудейской мысли о столь долгожданном Мессии содержится много неопределенностей, да и сама мысль не переходит определенных границ. Их понимание Мессии ограничено чем-то земным, временным царством на земле и временным господством, предполагавшем все земные и временные блага, которыми будут наслаждаться евреи после пришествия Мессии, как жители царства. Исходя из этого, можно верно понять концепцию о Христе апостола Павла. В начале своей жизни Павел был на том же уровне, что и иудеи. Он имел точно такое же понимание Христа.
Но Бог благоволил открыть в нем Своего Сына, и познания Павла о Христе стали все более и более расширяться, открывая личность Господа. Под водительством Святого Духа Павел с новой силой и изображает нам природу величия Царства Божьего и Его Возлюбленного Сына. Евреи ожидали земного царства, из которого вышло бы искупление и благословение. Но Христос совершил неизмеримо больше, чем это. Он совершил космическое искупление, абсолютное избавление от власти зла во вселенском масштабе, а не освобождение от оккупации Рима или какой-либо иной земной диктатуры. «Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего» (Кол. 1,13).
Итак, Павел должен был понять, по крайней мере, две истины: что Иисус из Назарета был настоящим Мессией и что, будучи Мессией, Он превзошел все иудейские догмы, а также все его личные представления и ожидания. Павел увидел в Иисусе не только Мессию, он оценил Его в тысячи раз выше, чем все концепции, ожидания и самые смелые предположения, которые мог выработать. Только благодаря благодати Божьей Павлу было дано такое откровение.
По-моему, нет никакой необходимости спорить о том, была ли в понимании и духовном познании Павла определенная эволюция. Совершенно очевидно, что его познания о Христе расширялись и развивались с целью дальнейшего уточнения. Давайте хорошо во всем разберемся. Вовсе не значит, что Павлу пришлось отказаться от всего того, что он познал ранее, или опровергать те истины, глашатаем которых он был. Ему пришлось уточнить их. По мере того, как его познания о Христе расширялись и углублялись, Павел отдавал себе отчет в том, что вынужден корректировать свои представления.
Приведем пример для иллюстрации нашей мысли. Послания Павла к Фессалоникийцам были первыми из написанных апостолом. Эти послания со всей очевидностью показывают, что Павел ожидал возвращения Господа еще при своей жизни. Обратите внимание на эти слова: «Мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня...» (1 Фее. 4,15). В Послании в Филиппийцам Павел выражается несколько иначе, а в Посланиях к Тимофею он вообще не упоминает об ожидании возвращения Господа: «Ибо я уже становлюсь жертвою и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил...» (2 Тим. 4,6—7).
Павел предвидел гонения Нерона. Теперь он знал, что не войдет в славу небес через восхищение Церкви.
Не кажется ли, что эти два подхода противоречат один другому? Вовсе нет! Возрастая в познании Господа, Павел получил более точное откровение о втором пришествии Господа и о том положении, какое следует занять, ожидая Христа. Однако это не противоречит истинам или доктринальным принципам, изложенным ранее в посланиях к Фессалоникийцам, и не отменяет их. Содержание посланий было полностью вдохновлено Святым Духом, но должно было еще дозреть в сердце апостола. Лучше усвоив значение истин, открытых ему в первое время его жизни, Павел вынужден был сделать определенное уточнение.
Новизна этих последних откровений, а также возрастание апостола в познании ни в коей мере не заставили его отвергнуть все, данное ему через предыдущее откровение. Просто нужно признать, что эти различия не содержат в себе ничего противоречивого, а являются плодом прогрессирующего откровения, данного по возрастающей вере, более объемного восприятия, более четкого понимания, приобретенного на пути восхождения к Господу. Высоты, достигнутые апостолом в его понимании и духовном познании, привели его к определенному уточнению концепций.
Итак, Павел на пути в Дамаск открыл в Господе Иисусе не только то, что Он есть Сын, но также решительно извлек Христа из течения времени, чтобы поместить вместе с Отцом «в вечности». Христос вышел из временных рамок. Христос в Своем временном измерении, т.е. ограниченный приходом на землю, стал в некотором смысле второстепенным персонажем. Но если мы посмотрим на весь замысел Божий исключительно в свете грехопадения и неминуемого восстановления, то очевидно, что этот земной персонаж становится решающим фактором.
Однако в самом начале это не входило в вечное предопределение Божье. Мы подходим вплотную к самому невероятному из всех откровений, которые нам даны о личности Господа Иисуса. Плодом видения Павла на пути в Дамаск стало извлечение Христа из потока времени и перемещение Его в вечность, что стало в концепции апостола тесно связываться с вечным замыслом Божьим, в котором в самом начале не было и следа грехопадения и искупления.
Грехопадение и искупление представляют собой, так сказать, отклонения от намеченной Богом в веках траектории. Она должна была быть совершенно прямой линией, без всяких переломов и извилин. Но в определенное время, по причине определенных обстоятельств, совершенно чуждых Божьему замыслу, эта траектория прервалась, чтобы впоследствии снова быть восстановленой и продолжить обычное движение. Два конца этой линии сходятся, образно говоря, в одном и том же месте. Если хотите, представьте мост, охватывающий две стороны пропасти, и Христа, восстанавливающего Собой стык провалившегося участка моста. Но то, что было предначертано от вечности, не предполагало никакого провала.
Приход Христа на землю, а также Его труд на кресте относятся к другой сфере. Они явились лишь последствием соответствующих обстоятельств, хотя в замысле Божьем Христос пребывает от вечности. В замысле не было положено ни перелома, ни трещины, ни провала. Во Христе нет трещин.
Вернемся к красноречивым словам, произнесенным Павлом: «...по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем...», «...призванным по Его изволению...» (Еф. 3,11; Рим. 8,28).
Эта многогранная концепция Христа действительно несет в себе печать вечности... Вечный замысел и определение, о которых мы только что прочитали, подразумевают Вселенную в целом и человека в частности.
Писание ясно и безусловно заявляет, что целью этого Божьего плана, в котором не было предусмотрено искупления, был Его Сын — Иисус Христос, и что этот план, рожденный по предвечному определению Божьему, подразумевал создание веков.
В будущем должны быть неисчислимые века. Вечность отмечена вехами, которые являются не временными вехами в том смысле, в котором мы это понимаем, но точками появления, развития, увеличения роста. Если бы мы с вами родились в день Пятидесятницы и дожили бы до возвращения Господа, мы бы все равно не исчерпали всего того, что есть во Христе. Мы, конечно бы, кое-что открыли, достигли бы определенного уровня в наших познаниях Христа, но нам понадобился бы дополнительный век, иные обстоятельства, чтобы открыть то, что невозможно открыть в обстоятельствах нынешней жизни. А пройдя и этот этап, мы, без сомнения, открыли бы новые горизонты. «Умножению владычества Его и мира нет предела...» (Ис. 9,7).
А сейчас оставим в стороне трагическую картину истории мира, которая продолжается с момента грехопадения и окончится восстановлением всего миропорядка, и обратимся к грядущим векам, когда вся полнота Божества, пребывающая во Христе, сможет со всевозрастающей силой проявляться и открываться в течение бесконечных эр, когда наши способности, наши свойства будут развиваться и совершенствоваться в соответствии с нашим положением. Вот истинное значение духовного роста!
Абстрагируясь от этого падшего творения, мы увидим, что века созданы во Христе, Христом и для Христа по предвечному определению, согласно которому Бог благоволил объединить все в Нем. Этот замысел не ограничивается только нашей короткой жизнью, повседневными хлопотами или личным спасением, но простирается во Вселенную и открывается в свете откровения, в котором все обращено к духовному разуму человека и который предлагает человеку овладеть всем тем, что знает через откровение. Какая премудрость во Христе!
Вот что имел в виду Павел и что можно резюмировать в этом стихе: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания (знания, выше которого ничего нет) Христа Иисуса, Господа моего» (Фил. 3,8). Павел был уже старцем, когда написал: «...Чтобы познать Его» (Фил. 3,10).
Христос более не является пленником времени. С точки зрения Христа время включено в вечность лишь из-за необходимости искупления, которое потребовалось для восстановления вечного замысла Божьего.
Христос бесконечно превосходит все то, что и вы и я можем себе представить. Вот главный смысл посланий Павла. Он сам начал с ограниченных догм иудейства о Мессии и закончил Христом, настолько превосходящим все, что Павел видел и познал до этого, что он не мог сдержать своего восклицания: «чтобы познать Его». Но для этого не хватит и вечности. Вот какой чудесный Христос!
Мы будем восхищены и освобождены Христом. Но совершит Он это не благодаря нашей помощи, а посредством Своего откровения, данного нашим сердцам. Как Павел смог избавиться от узких иудейских взглядов о Мессии? Откровением Иисуса Христа! По мере того, как Его откровение увеличивалось, апостол освобождался от своих оков.
Нам нужно лишь одно: познавать Господа Иисуса. И когда мы увидим Его — все ничтожество мира сего исчезнет; это также касается всего временного и земного. На фоне наших земных жизней вырисовывается нечто действительно могущественное, что может сохранить нас невредимыми в час скорби. Только так мы можем увидеть величие Христа и величие спасения, которое Он совершил «по предвечному определению».
Май 1937г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий