пятница, 17 декабря 2010 г.

Настойчивость Веры, Т. Остин-Спаркс

Т. Остин-Спаркс

«И сказал Илия Ахаву: пойди, ешь и пей; ибо слышен шум дождя, и пошел Ахав есть и пить, а Илия взошел на верх Кармила и наклонился к земле, и положил лицо свое между коленами своими. И сказал отроку своему: пойди, посмотри к морю. Тот пошел, и посмотрел, и сказал: ничего нет. Он сказал: продолжай это до семи раз. В седьмой раз тот сказал: вот небольшое облако поднимается от моря, величиною в ладонь человеческую. Он сказал: пойди, скажи Ахаву: запрягай колесницу твою и поезжай, чтобы не застал тебя дождь» (3 Цар.18:41-44).


Два основных аспекта духовной жизни и духовного опыта Божьего народа заключаются в кажущейся медленности и скрытости Божьих путей - с одной стороны, и необходимости постоянства веры со стороны Его рабов - с другой. В отношении первого аспекта вы наверняка можете припомнить множества мест из Библии, говорящих об этом. В книге Псалмов мы неоднократно читаем, как псалмопевец взывал к Богу. Ему было не понятно, почему Бог медлит, почему Он кажется таким безучастным к его беде. Пожалуй, вся книга Псалмов посвящена именно этой проблеме. Более того, это явление можно легко проследить и в других местах Священного Писания.

Из нашего личного духовного опыта нам хорошо известно, что даже в самых небольших испытаниях нам кажется, что Бог медлит, не отвечает сразу, Его пути представляются нам неясными, и порой нам кажется, что Бог просто беспечен и равнодушен к нам. Это очень распространенное переживание даже среди великих и посвященных слуг Божьих. Такое случается не только с новичками. По сути дела, новичкам иногда почти ничего не известно об этом. Тем не менее, на протяжении многих столетий даже самые выдающиеся из Божьих слуг сталкивались именно с этой проблемой – медлительность Бога в ответе на нашу нужду. Иногда Божьему народу кажется, что Господь как бы и не торопится с ответом, порой даже и опаздывает, в особенности, когда нужда бывает очень острой.

Важность Веры


В этом коротком послании мы обратим наше внимание на второй аспект данной проблемы, а именно, на необходимость настойчивости и долготерпения в в вере. Будет справедливым считать, что самый критический момент у горы Кармил настал тогда, когда пророки Вааловы полностью истощили себя в своих тщетных молитвах и были вынуждены предоставить место Илии с его жертвенником, залитым водой и простым, но достойным призывом к Богу Израиля. Это, воистину, был самый захватывающий момент и кульминация все истории, когда огонь упал с неба! Но давайте представим, что на этом и был бы конец всей истории. Давайте помнить, что в то время страна страдала от сильной трехлетней засухи, и для поддержания жизни нужен был не огонь, а вода. Людям нужен был дождь. Много дождя! Насколько бы удивительным и захватывающим ни было поглощение жертвы огнем, для людей не оставалось никакой надежды, если бы не пошел дождь. 

Господь, безусловно, знал, насколько критическим было состояние людей. Возможно, все ожидали, что Он будет немедленно действовать, ведь люди отвергли Ваала и вновь обратились к Богу. Когда народ пал на лицо свое и воскликнул: «Господь есть Бог, Господь есть Бог!». Это, казалось, было окончательным доказательством всеобщего покаяния. В качестве естественного продолжения этой истории должны были собраться дождевые тучи, и на жаждущую землю должен был полить ливень.

Тем не менее, никакого дождя не наступило. Илия все же был весьма уверен в своем сердце и, не задумываясь, сказал Ахаву, что скоро будет дождь. При этом он не расслаблялся, но взошел на верх Кармила, наклонился к земле, положил лицо свое между коленами и начал прилежно молиться! Иаков, ссылаясь в своем послании на этот отрывок, говорит «горячо помолился» или «молитвою помолился», подразумевая, что это была не простая молитва. В этой ситуации требовалось гораздо больше. От пророка требовалась сосредоточенность и концентрация. Тем не менее, никаких признаков дождя не было. Казалось, в период такого кризиса Бог медлил. Как же еще можно объяснить очевидное отсутствие ответа со стороны Бога?

Я, со своей стороны, считаю, что это тесно связано и неизвестным отроком, который в данной ситуации дает всем нам хороший пример служения. В Писании не упомянуто его имя. Мы не знаем, откуда он появился. До настоящего момента в повествовании ничего не говорится о нем и создается впечатление, что все это время Илия был один. После этого события Илия оставил отрока в Версавии, и впоследствии пророку служил Елисей. Этот неизвестный отрок появляется только в данном эпизоде, а затем бесследно исчезает со сцены событий, преподав нам важный принцип служения Богу, который заключается в настойчивости. Битва уже завершилась. Казалось, была одержана великая победа, а дождя, тем не менее, так и не было!

Разочарования Веры

Это является для нас очень важным предупреждением против всякого рода самодовольства. Даже после того, как мы полностью вложили себя в дело и убедились в том, что добились успеха, мы не можем довольствоваться и успокаиваться на достигнутом. Принцип, описанный здесь, или дух служения, требует от нас настойчивости в вере. Вы не найдете ни одного Божьего слугу, который бы считался настоящим и получил высокую оценку в Писании, и при этом не воспитал бы в себе настойчивости в вере. Мы видим это на примере этого отрока, и, как ни странно, именно этому же испытанию подвергся следующий слуга Илии – Елисей, настоящий труд которого начался в тот день, когда был восхищен его господин. Это произошло, когда Илия сказал Елисею: «Останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль» (4 Цар.2:2). Илия неоднократно обращался к Елисею с тем же самым предложением: «Останься здесь… Останься здесь…» Но Елисей не соглашался на это, и его ответ всегда был один и тот же: «Жив Господь и жива душа Твоя! Не оставлю тебя!» В конце концов, все дело дошло до одного кульминационного момента, когда Илия пообещал Елисею: «Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так». В результате такой настойчивости Елисей получил для своего служения двойную меру духа.

Теперь давайте возвратимся к Кармилу. Несомненно, что вера Илии произвела удивительный ответ от Бога. Огонь упал на жертвенник. Можно было бы подумать, что Илия совершенно оправданно мог бы позволить себе больше ничего не делать. Он мог бы спокойно «предать все дело в руки Господа». Он мог бы сесть, сложа руки, и смотреть, как Бог все сам будет доделывать. Если бы вы оказались на месте Илии и успешно достигли такой же большой победы, как и он, и при этом обладали бы внутренней уверенностью, что исход уже определен, не было ли бы у вас побуждения просто сесть и мирно наблюдать, как все само собой складывается? Илия, тем не мене, поступил совершенно иначе. Он поднялся высоко на гору, он приблизился к Господу. «И пошел Ахав есть и пить, а Илия взошел на гору». Илия пошел молиться. Он знал, что его дело еще не было завершено. Он был намерен все довести до конца. 

Теперь давайте переключим наше внимание на отрока. Ему тоже нужно было взобраться на гору, ибо ему предстояло сделать еще кое-что, прежде, чем пойдет дождь. Ему было сказано смотреть к морю, - направление, в котором должно было появиться облако. Он посмотрел, и ничего не увидел. Поэтому он пришел, и сообщил своему хозяину: «Ничего нет!» Неужели такое возможно, чтобы после всей духовной борьбы, после всех молитв, после всех исканий Бога, после подтверждения, которое дал Бог, послав огонь, небо по-прежнему было закрыто? «Ничего нет!» Многим из нас приходилось проходить через подобного рода переживания.

Возможно, мы проходим через них сейчас, и для нас это кажется невероятно болезненной развязкой. Это момент великих испытаний нашей веры. Мы боролись так долго, мы ожидали так много только чтобы в конечном итоге столкнуться с разочарованием и признать, что у нас просто нет доказательств, что Бог действует и что-то делает.

Что нам делать? В таких случаях возможны два выхода. С одной стороны, мы можем признать, что все это было лишь иллюзией, и из-за кажущейся безответности Бога мы можем позволить отчаянию парализовать нас. С другой стороны, альтернативным решением будет продолжать действовать и молиться, даже если потребуется семь раз. Первый раз отрок ничего не увидел. Ему нужно было идти еще раз. Он опять ничего не увидел. Он идет в третий раз, и возвращается с теми же словами: «Ничего нет!» Он вынужден идти в четвертый раз, но по-прежнему не было никакого намека на ответ. Я пытаюсь представить себе, в каком тоне он сообщал хозяину результат, когда возвращался в пятый и в шестой раз. Я представляю, как он мог бы прокомментировать все это: «А какой смысл?» Было бы вполне естественно, если бы он возмутился и сказал: «Я не вижу никакого смысла ходить туда еще раз. Я устал возвращаться со словами «ничего нет». Как бы то ни было, он пошел к морю в седьмой раз… Еще раз… На этот раз он увидел маленькое облачко. Оно было таким маленьким, что на фоне необъятного неба оно казалось величиной с человеческую ладонь.

Удивительно, что Бог доходит до такой крайности в вопросах настойчивости нашей веры. Было ли какое-то значение в числе семь или нет, не так важно. Важно то, что для решения этой ситуации потребовалось постоянство и настойчивость веры, до тех пор, пока не произошел прорыв. Маленькое облако было лишь залогом грядущего, но этого было достаточно, чтобы Илия немедленно предупредил Ахава готовиться к отъезду. Вера является сущностью невидимого. Она принимает залог за целое. В данном случае это было именно так, потому что вскоре на небе появилось много облаков.

Победа Веры

Я думаю, что именно в этом заключается простота данного послания. Не требуется особого труда, чтобы по-крупному начать что-то, сопровождая все шумом, бурной деятельностью и великими ожиданиями чего-то великого, что, по-нашему мнению, будет делать Бог, а потом сдаться и бросить все из-за разочарований и несбывшихся надежд. Наши молитвы обладают склонностью утихать. Наши силы и энтузиазм заканчиваются только потому, что нам кажется, что Бог не отвечает. Что же делает Бог? Он воспитывает своего слугу. Для Него этот процесс гораздо важнее, чем само служение, которое он впоследствии понесет. Такой слуга должен усвоить, что Господь печется о репутации своего имени гораздо больше, чем мы. Бог сам знает, как лучше отстаивать Свое имя.

«Господь есть Бог». Господу нужно было четко показать это во второй раз, не только в огне, но и в воде, послав на землю дождь. Не только в суде, но и в милости. Не только в смерти, но и в жизни воскресения. Его медлительность, Его скрытость, Его кажущееся безразличие, - все это - инструменты испытания, с помощью которых Бог воспитывает в своих слугах настоящую веру, и с помощью которых Он вкладывает в нас сущность Своего Духа. Богу не составляло сложности послать дождь. Но для Него более значимой и более сложной задачей было вынудить свого раба продолжать смотреть, ожидать и молиться семь раз, и при этом ни мало не сомневаться, не отчаиваться и не сдаваться. В конце- концов, недостатка воды не было! Но этот дождь пришел в результате второй борьбы. Сначала, была борьба с Ваалом, а затем была борьба с неверием: битва снаружи и битва внутри. Весь исход зависит от последней, внутренней, битвы. Полная победа приходит в результате настойчивости и постоянства нашей веры.

1 комментарий: