воскресенье, 8 мая 2011 г.

Царство Божие и рождение свыше, Т. Остин-Спаркс


Т. Остин-Спаркс
Мы открываем 3 главу Евангелия от Иоанна и сразу же обнаруживаем первую из величайших божественных истин: царство Божье.

Иисус говорит Никодиму: "Истинно, истинно гово­рю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть царствия Божия" (Иоан. 3,3).

Вся беседа Иисуса и Никодима ведется о Божьем царстве.

Апостолы были призваны возвестить эту истину. Проповеди этой истины Павел до конца посвятил свою жизнь.

В 28 главе книги Деяний, мы видим его в последние дни его земной жизни пленником Нерона, "проповедующим царствие Божие".

Наш первый вопрос таков: в чем заключается Царство Божье?

Будем действовать методом исключения и определим вначале, чем оно не является, царство Божье не явля­ется какой-то сферой, системой; это - определенное сос­тояние. Это не только проявление определенных внеш­них явлений, видимый порядок; это совокупность живых отношений, регулируемых изнутри. "Царствие Божие внутрь вас есть". - "Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе".

Это не система, которая может быть навязана чело­веку извне. Это небесное свойство, переданное нашей жизни, как Божий дар. царство Божье - это такое сос­тояние, при котором власть по полному праву сосредо­точена в руках Божьих, и при котором совсем нет ме­ста чему бы то ни было, чуждому Ему. Другими слова­ми, царство Божье - это Бог.

Может быть, мы сможем лучше понять вышесказан­ное, рассмотрев законы Божьего царства. В третьей главе Евангелия от Иоанна, царство Божье явно нахо­дится на первом плане. А великий вопрос заключается в следующем: как человек может войти в царство Божье? Другими словами, какой закон определяет это? Наш Господь Иисус Христос объявляет, что этот закон - возрождение, рождение свыше. "Если кто не родится свыше (или не возродится - оба слова точны), не может увидеть Царствия Божия". Греческое слово, переведен­ное как "родиться", в сущности обозначает "достичь жизни". Мы должны получить жизнь свыше.

По поводу рождения свыше следует отметить три факта. Во-первых, существующее различие между жи­знью свыше и обычной жизнью. Во-вторых, особый ха­рактер, особую природу жизни свыше. Третий факт ка­сается предварительного условия, лежащего в основе вхождения в царство Божье.

"Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Иоан. 3,6).

Жизнь Духа, которую мы получаем при новом рож­дении, является самой великой реальностью, каковую Божье дитя сознает в своей практической жизни. Рож­денный от Бога знает, что в нем есть нечто, чего у него не было при физическом рождении. Его природный ха­рактер заставил бы его в данной ситуации думать опре­деленным образом, принять определенное решение. Но новая жизнь, пребывающая в нем, предписывает сов­сем другой путь.

Жизнь свыше - это нечто совершенно отличное от нас самих; она имеет свой порядок, свое осуществление, и, тем не менее, она в нас. Верно, существует ветхий че­ловек, продолжающий думать и желать. Он не уничтожен и не истреблен. Но верно также, что в нем пребывает и новый человек, такой же реальный, как и ветхий. Эти два человека никогда не могут примириться. Это две лич­ности, абсолютно разделенные, совершенно отличные одна от другой; настолько отличны, что мы имеем в себе явное ощущение пребывания их обеих.

Этот совершенно исключительный и своеобразный характер нового человека можно сравнить с разно­образием, обнаруживаемым иногда в лицах различных национальностей, у каждого из которых имеется свой образ жизни. Если вы приедете в Англию и в Шотлан­дию, вы наверное, заметите в образе жизни людей нечто такое, чего вы сами никогда бы не сделали, но что для них совершенно естественно. Вы, вероятно, будете удивлены тем или иным обычаем. И наоборот, когда мы, англичане, приезжаем к вам, мы видим здесь такое, что нам и в голову не пришло бы сделать даже во сне! Это вопрос устройства; мы устроены не одинаково.

Точно так же обстоит дело и с рождением свыше. Оно создает совершенно новых людей; существ, "небы­валых" во всех отношениях. Новый человек даже не ду­мает делать того или иного, что постоянно делает вет­хий человек. Это для него нечто бессмысленное, ничего не говорящее ему. А что касается ветхого человека, он не понимает этого безразличия нового человека по от­ношению к некоторым вещам, которые ему кажутся предметом первостепенной важности.

Возрожденный человек учится усваивать новые цен­ности. Он приобретает собственную оценку всего; его шкала ценностей становится совсем другой. Он должен всему учиться, как маленький ребенок. Так постепенно законы небесной жизни записываются в наших сердцах и становятся частью нашего внутреннего человека. Они являются естественными последствиями нового рожде­ния. На чем же они, в целом, основываются?

Они основываются на том факте, что Бог - Существо совершенно отличное от нас. Он совершенно иной. На­ши мысли - не Его мысли, и Его пути - не наши пути. Различие между плотским человеком и Богом можно сравнить только с различием, существующим между рождением свыше и обычным физическим рождением.

В отношениях между человеком и Богом существует разрыв. Связь между ними нарушена. Плотского чело­века больше ничто не связывает с Богом.

В наше время много говорят о том, что в человеке есть еще "божественное". Нас пытаются убедить, что человек содержит в себе, в той или иной форме, нечто божественное, и что при помощи религии он незамед­лительно снова станет подобным Богу. Неправда все это!

Не существует никакого естественного звена, связы­вающего человека с Богом. Отношения между ними прерваны. Полное разделение.

Когда на кресте у Господа вырвался тот крик: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Марк. 15,34), Он был по отношению к Богу в таком же положении, как и мы все. Зная об этом и желая этого, Он занял место покинутого Богом человека, которое занимаем мы, даже не сознавая этого. Между плотским человеком и Богом лежит пропасть. Это так. Можно отрицать это, но пропасть все равно останется.

Что происходит, когда человек начинает сознавать свою греховность? Он попадает в ужасное состояние, вызванное чувством обреченности. Происходит следующее: пропасть, разделявшая его с Богом, которой он не видел раньше, теперь становится видимой для него. Его охватывает смертельная тоска, которая вскоре ста­новится невыносимой.

Только Святой Дух может нам открыть причину на­шей обреченности. Этот кризис, хорошо известный нам на личном опыте, а также на опыте других людей, сви­детелями которого мы были, имеет большее значение; он предоставляет нам самое неопровержимое доказа­тельство того, что так называемая непрерывная связь Бога с родом человеческим - чисто человеческий вымысел.

Именно из-за этого принципа Никодим не может по­нять сказанное Иисусом, несмотря на все свои позна­ния, несмотря на все то, что, с человеческой точки зре­ния, подготовило его к пониманию божественных истин.

Рассмотрим этот вопрос более подробно. Никодим говорит: "Равви! мы знаем, что Ты - Учитель, пришед­ший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог" (Иоан. 3,2).

Иисус не дает ему продолжить свою речь. Он на­чинает руководить беседой таким образом, что "учи­тель Израилев" вынужден замолчать. Иисус не говорит ему: "Я очень счастлив тебя видеть и готов ответить на твои вопросы..."

Нет. Он говорит ему: "Истинно, истинно говорю те­бе: если кто не родится свыше, не может увидеть Цар­ствия Божия" (Иоан. 3,3).

Другими словами: "Твой плотский человек не в сос­тоянии понять духовных истин. Ты можешь быть фари­сеем; ты можешь быть "учителем Израилевым"; ты мо­жешь носить в себе самый замечательный отпечаток достоинства, какой только религия может наложить на человека; ты можешь быть в интеллектуальном и в нравственном отношении превосходной личностью, и, тем не менее, несмотря на все это, ты непригоден для Божьего Царства."

Вам когда-нибудь доводилось ловить рыбу удочкой? Вам когда-нибудь удавалось поймать рыбу? Замечали ли вы, как она, лежа на песке, открывала рот, как смотрела перед собой выпученными глазами? Если бы она могла говорить, то сказала бы: "О, это не моя сти­хия. Если меня еще оставят здесь на 1-2 минуты, я ум­ру!" Возможно, тогда бы вы сжалились над ней и бро­сили ее обратно в воду со словами:

- Ты права. Возвращайся обратно!

Как бы возрадовалось ее сердце, снова ощутив под плавниками воду!

Это относится и к нам, возлюбленные. Пока мы ос­таемся такими, как мы есть, жизнь в Небесном Царстве невозможна для нас. Небесные истины нам не дос­тупны. Мы не можем их понять (по крайней мере, до тех пор, пока не получим небесной природы).

Некоторые из вас, может быть, следили за сообщени­ями, в прессе по поводу восхождения на Эверест. Каждый мог прочесть, что, когда отважные альпинисты поднялись на определенную высоту, они вынуждены были остано­виться. Почему? Потому что у них не было оборудования, необходимого для продолжения восхождения. Чтобы вы­жить в разреженном воздухе больших высот, им необходи­мы были особые аппараты, но у альпинистов их не было.

Если человек желает жить на небесах, в Небесном Царстве, ему следует быть возрожденным. Если кто-то понял великую истину Божьего Царства, но закон воз­рождения не проявил в нем своего действия, такой че­ловек пребывает в заблуждении. Ему нужны баллоны с духовным кислородом, и, боясь остаться без них, он вы­нужден соглашаться на любые условия и давать наполнять свои баллоны всем детям Божьим, встречающимся на его пути. В его христианской жизни есть нечто ис­кусственное. Ему недостает той чудной непосредствен­ности, присущей обладателям небесного снаряжения. Этого и желает Бог. Мы должны суметь жить в Царстве Божьем и передвигаться там, как в природной среде. Именно для этого необходимо родиться свыше. Мы должны иметь в себе небесное снаряжение, позволяю­щее нам выносить небесную атмосферу.

Итак, между плотским человеком и новым существу­ет большая разница. Посмотрим теперь, в чем именно заключается рождение свыше. Рождение свыше заклю­чается в том, что Бог в Лице Иисуса Христа, при помо­щи Святого Духа, творит Себе жилище в нас.

Только что мы выяснили, что в человеке, таком, ка­ков он есть от рождения, Бог отсутствует. Для того, чтобы человек мог соединиться с Богом, совершенно необходимо, чтобы у них было что-то общее. Нужно, чтобы Бог сотворил Себе жилище в человеке. Именно это Он и делает в Лице Своего Сына, Иисуса Христа, а действующей силой является Святой Дух.

Некоторым из вас, вероятно, попадалась в руки од­на из современных работ, пытающихся заставить нас поверить в так называемое пребывание Христа в чело­веке. Но можно пролистать все страницы подобного труда и не найти нигде никакого упоминания о рожде­нии свыше, о примирении с Богом, предоставленном нам Иисусом Христом посредством Своей Крови. Ав­торы подобных книг, представляющие влиятельное со­временное движение, воображают, что каждый человек носит в себе что-то, очень хорошее, что они, не ко­леблясь, называют Христом. Снова обман! Христос мо­жет пребывать в человеке только, если этот человек возрожден. Говорить о "Христе в нас" вне рождения свыше, значит представлять Христа, как совершенно безличное существо.

Нет, истина совсем другая. Речь идет не о том, чтобы постараться пробудить или оживить то, что мы носим в себе. Речь идет о рождении, о новом рожде­нии, т. е. о том, что в нас не существовало до него.

Цель проповеди Евангелия не в том, чтобы пробу­дить в человеке Бога, как будто в нас уже был Христос, и Его можно оживить. Цель проповеди Евангелия - при­ход Христа и предоставление человеку возможности принять Его.

Великое учение Павла: "Христос в вас, упование славы" - представляет не только действительность, ко­торой наполнены наши сердца; оно - совершенная не­обходимость для тех, кто желает принадлежать Богу. Человек не может жить в общении с Богом, не имея этого основания - Христа в себе.

Посредством нового рождения событие, историчес­ки происшедшее в Вифлееме, повторяется, происходит в нас. Христос входит в нас Духом Святом, и начинает­ся новая жизнь. Она развивается в нас точно так же, как физическая жизнь у новорожденного.

В заключение скажем еще несколько слов об основ­ном принципе рождения свыше. Новая жизнь не может в нас начаться, если мы, со своей стороны, не усвоили, что ветхая природа (или просто природа) исчерпала се­бя в нас и истощила свои последние источники. Поэ­тому в беседе с Никодимом Господь обращается к об­разу змея, которого Моисей вознес в пустыне. "Как Моисей вознес змия в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому" (Иоан. 3,14). Этот пример ужасен. Змей всегда символизирует проклятие. Этот змей, вознесенный и пригвожденный ко древу - прокля­тие; это распятое проклятие; проклятие, обреченное на смерть. Сказанное Иисусом сводится к следующему: "Я вскоре возьму на Себя грех всего рода человеческого. Я, незнающий греха, стану грехом. Более того, Я стану проклятием. В проклятии Я умру."

Вот что Бог думает о человеке: "Он достоин только осуждения и смерти". Нужно избавиться от этого про­клятого творения, чтобы освободить место для нового творения - совершенного, во всем подобного Самому Богу. Желающий войти в Царство Божье должен быть готов полностью освободиться от своей ветхой природы.

Согласно этому принципу, новому рождению в большинстве случаев предшествует период острого и чрезвычайного мучительного кризиса. Нужно, чтобы человек начал сознавать существование пропасти, ко­торую грех образовал между им и Богом, а следова­тельно, и невозможность для Бога принять его в том состоянии, в котором он находится. Именно поэтому дети Божьи не могут обладать полнотой божественных благословений до тех пор, пока не осознают глубокого значения креста. Мы никогда не достигнем полноты небесной жизни, пока мы не признаем раз и навсегда, что Бог покончил с нашей плотской жизнью и Сам желает быть для нас всем.

Только то, что от Бога, может войти в Его Царство.

Мы говорим и повторяем, что новая жизнь полно­стью основывается, с нашей стороны, на твердом от­казе от своей ветхой природы, от своего ветхого чело­века. Это - необходимое условие, которое, осуществив­шись однажды, позволит божественной природе раз­виваться в нас в полную меру. Именно поэтому Иисус сказал Никодиму:

"Должно вам родиться свыше". Мы живем в двух различных мирах. Мы не понимаем друг друга. Я мно­гое хочу сказать тебе, но ты сможешь понять Меня только тогда, когда будешь жить той же жизнью, что и Я, и когда ты будешь как и Я - "от вышних".

Такова великая истина Божьего царства, а рожде­ние свыше - это закон управляющий вхождением в него.

"ОНИ СЛЕДУЮТ ЗА АГНЦЕМ, КУДА БЫ ОН НИ ПОШЕЛ" (Откр. 14,4)

1 комментарий: